Да, среди нас, сегодняшних родителей, есть те, кто помнит первый класс. И они смотрят на первых учеников наших детей. Это учителя Учащиеся начальной школы, работающие в этой школе более десяти лет. Кто тот человек, который может это сказать? как изменились А как насчет детей и их родителей в это время? Психолог Екатерина Мурашова воспользовалась случаем, чтобы задать вопрос знаменитому педагогу.
Когда я читаю лекции родителям, меня часто спрашивают: Скажите, вы уже давно работаете на одном месте – ваши дети много лет. изменились ?
Конечно, я что-нибудь отвечу. Но в то же время я сам понимаю ограниченность ее ответа. Ведь ко мне (психологу) в клинику всегда приходила и приходит сегодня очень специфическая семья. Нельзя судить всех.
Но этот вопрос действительно интересен. Кого мне спросить? А теперь представьте себе это.
Учитель начальной школы, проработавший в заочной средней школе ровно 40 лет (солидно!). К своему первому ученику она пришла в 21 год, после окончания педагогического училища. Сейчас ей 60 лет.
В этот период он работал в двух школах. Сначала в северных пригородах Ленинграда, затем переехал в южные пригороды. И вот уже 16 лет я работаю в этой школе рядом с моей клиникой. Он был награжден медалью и написал три учебника.
В то же время эта почтенная женщина не пожелала, чтобы ее называли настоящим именем, и согласилась называться Марьей Петровной. Итак, назовем это так. С некоторыми своими бывшими учениками Мария Петровна поддерживает отношения уже более четверти века. Я уже познакомился с детьми 15 бывших студентов. Многие «северные» бывшие студенты жалуются.
И как не спросить об этом человека Некоторые люди понятия не имеют, что они не выбирают и не воспитывают своих детей изо дня в день на протяжении 40 лет! Дети изменились? И если изменились Как? Я спросил. Я хотел бы поделиться результатами с моими читателями.
Лихие 90-е
— Так изменились Изменились ли дети или остались прежними за последние 40 лет?
— Безусловно, изменились Точнее все-таки менялись не раз.
— Но можем ли мы назвать это «эпохой»?
— Я не могу сказать наверняка. Но что я помню, так это то, что поначалу дети были такими спокойными и любящими и все прижались ко мне. Это своего рода барьер. И многих родителей до учебы это не волновало, да и самих их детей тоже. Однако в целом там были отличные, трудолюбивые и хорошо ориентируемые студенты. Кстати, они существуют сейчас и никуда не денутся. Но всем хотелось, чтобы они нравились дружить Это была их цель. Лучший друг, лучший друг. А в команде было важно поддерживать друг друга. Еще мы провели конкурс на определение звездных игроков октября, и, помню, отклик был очень положительный.
Потом, когда началась перестройка, дети занервничали. Конечно, это было влияние моих родителей. Несмотря на то, что была обычная школа, многие родители потеряли работу, не получили зарплату и забыли обо всем. В магазине ничего нет и мы не знаем, что будет завтра. Семьи распадались.
Появились плохие дети. Даже маленькие дети. Были времена, когда я не знал, как к ним подойти. Где «жи-ши» пишется через «и»? Иногда помогало просто держать их рядом. Когда я держу ее, я мгновенно чувствую, как она успокаивается и тает. А на следующий день снова: когда я пришел домой, там торчали шипы. Однако временами он не сдавался и вел себя как животное. Мне было ее жаль.
После этого академические способности стали совершенно неравными. С первого класса начальной школы он начал серьезно заниматься по учебникам и тетрадям, как бы от чего-то убегая. Тогда большое количество детей раннего возраста стало «пропускать» занятия не по состоянию здоровья (такие люди существовали уже давно и существуют до сих пор), а по внешним, семейным или личным причинам.
Но, говоря иначе, дети того времени как-то выросли почти одновременно, а многие детские щенки исчезли совсем. Помню, мальчик Вася (второй класс) говорил мне: «Мария Петровна, вы закрываете дверь в свою комнату, когда приходите? Вы проверяете? Вы проверяете? Боже мой! Вы знаете уровень преступности?» .
Потом все прошло гладко. Семьи адаптировались, и их дети тоже. Я до сих пор помню, как мои дети «маниакально» играли в саду после школы. В это время в 90-е Я никогда не видел его ни до, ни после. Конечно, было телевидение, и взрослые беспокоились о своих детях и заводили дела.
Кроме этого? Тогда, возможно, такого скачка не было, и постепенно все изменилось.
О чувствах и знаниях
— Что конкретно изменилось? Как? Есть ли какие-то тенденции?
— Я начну с конца. Потому что так проще. Теперь есть мать, которая одержима своим ребенком. Когда я начал работать, таких людей не было. Я не помню ни одного человека. Некоторые люди интересуются школой, а другие нет. У детей тоже своя жизнь. Дружба, вражда, ссоры и примирения, «2» и «5», какая-то светская жизнь. Детская комната. И теперь, возможно, даже невозможно будет сказать, ходила ли в школу мать или ребенок.
— Как вы думаете, какое влияние оказывает на детей такая позиция матери?
— Ребенок перестает чувствовать. Возможно, тонкая настройка вышла из строя. Это мощно. чувства Я этого хочу, я этого не хочу, я это делаю, я это не делаю, мне это нравится, мне это не нравится.
Раньше дети в таких школах чувств Я вообще этого не выразил. Они, конечно, пытались, но не решились – школы, группы. Снаружи он остаётся самым тонким и функцию усвоили. И какими бы мощными они ни были (вы можете быть!), так уж получилось, что все остальное полностью заблокировано. Иногда кажется, даже если не знаешь: все ли с ним в порядке?
— Другими словами, сегодняшние дети чувства ?
— Ну, ты увидишь.
— А что насчет знаний ?
— О, современные дети знают гораздо больше, чем дети, когда я начинал работать! Ты знаешь больше, чем я, и ты просто знаешь, как вытащить это быстрее. нужную им информацию.
Зачем нужен учитель
— А какая информация им нужна ?
— Что касается пункта, который вы спросили! Как и 40 лет назад, они до сих пор не знают. Они хватают все, что появляется, и кричат во все горло. А раньше была тонкая струйка, из которой приходилось черпать чайной ложкой. Это рабочий процесс. И сейчас каскад информации во многом неструктурирован. очень, очень важная роль родителей и учителей … не все это понимают. Некоторые говорят: если вся информация есть в Интернете, то зачем нужен учитель ?
— Перечислите основные этапы. Это способ. И это путь. Из этого бара в этот бар. Это Марш. Что в этом хорошего? Для каждого был правильный путь. Для тех, кто не вписывался в обочину. И теперь вы можете выбирать из многих. И учителя Кстати, показать это невозможно. учитель Невозможно показать каждый путь, каждый путь имеет свои пределы. человек .
— Извините, Марья Петровна, вы как будто растерялись. Каковы «множественные способы» таблицы умножения и «письма буквами»? это то, что нужно детям учить или уже не надо?
— Конечно, это необходимо. Однако если вы здоровы как морально, так и физически, вы сможете сделать это гораздо быстрее. 4 года не нужно .
— Это верно! Вот что говорят апологеты домашнего обучения! Обучаем быстро, а остальное время — цикл и творчество. Что вы думаете?
— Все еще. Нет данных. Это поколение вырастает, устраивается на работу, заводит семью и рожает детей. Однако на данный момент большинство все еще учатся в школе. Мне нужно подумать об этом. Учитель – это не только «жизнь», но и в моих глазах, в руках подростков и детей, хочу я того или нет, но я влияю на них и несу за это ответственность. человек … как-то отразилось.
И дружат с компьютером как с человеком
— Если все-таки современных детей сравнивать с детьми четверть века назад — где они?
— Разнообразие. 40 лет назад этому не было в центре внимания. Многие дети уверены в своей значимости. Не бойтесь проявлять любопытство. Вы можете подать дело. Узнать больше. немного чувствуют Другие люди, даже родственники. Я думаю быстро. Быстрее ловите впечатляющие кластеры. Они мало думают о военнопленных. Как правило, люди не склонны думать об одном и том же в течение длительного периода времени. Они не хороши в ручном творчестве или импровизационном творчестве. Я сохранил навыки своих первых учеников. Никто из студентов сегодня не способен успокоиться в утрате. Ценностное разнообразие. Мне вообще вещи не нравятся (хотя, возможно, гаджеты бывают разные).
— Кстати, о гаджетах! каждый и компьютеры .
— Знаешь, я надеюсь, что ошибаюсь, но, видимо, это так. ним дружат … Вместо того, чтобы жить. Они уже более приспособлены к нему, чем настоящие питомцы и фонарики.
— Для него? А как насчет смартфонов? Планшет?
— Я говорю об Интернете и искусственном интеллекте. Помните, как у героев-фантастов всегда были помощники, с которыми они общались? Вот о чем я говорю. Ведь я их смотрю (для детей), учителя — Они профессионалы и очень осторожны. Что мы отнимаем у детей, отбирая у них смартфоны? Кажется, уже отобрали «кого».
— Ух ты, спасибо, Мария Петровна. И вам огромное спасибо за ваш вклад и потраченное время.